Статьи
Танцующие сердцем
12 декабря 2011
В тот день я впервые собиралась на концерт в филармонию, словно на бал. Нужно было позабыть свое привычное амплуа «профессионального слушателя музыки» (что, впрочем, сделать было легко, сидя в уютном кресле салона красоты и всматриваясь в собственное отражение в зеркале), и вспомнить (оказывается, и это можно забыть), что я – … женщина. Странно, но эта «привилегия» особенно четко осознавалась именно в тот день: 4 декабря 2011. Может потому, что условием концерта «Рождественские встречи: Три Пиано» была красивая, не будничная одежда? Аккуратно собранные волосы, элегантное коктейльное платье, любимый аромат духов, благородный цвет губной помады, туфли, в которых становишься еще стройнее – все это помогает расправить крылья. И пережить удивительное ощущение себя-иной – благоцветущей, расцвеченной…
Безмерно приятно было видеть в Национальной филармонии Украины всех без исключения красиво одетых людей. И помещение фойе Колонного зала преобразилось: строгая красота металлических черных колонн оживилась нежно-белыми, лиловыми с зеленым цветочными украшениями; справа от входа стояла наряженная рождественская елка; в чаше фонтана в центре зала благоухали цветы. Предваряя контрастом собственно концерт, ненавязчиво звучал лаунж-рок (где-то в глубине зала почти невидимый в черном классическом костюме и темных очках колдовал с аппаратурой Ди-джей), создавая непринужденную атмосферу для общения за бокалом шампанского собравшихся гостей.
Знакомые три звонка сигнализировали о начале концерта. Переполняло терпкое чувство волнительного ожидания встречи с мастерами высочайшего уровня. С Анатолием Кочергой, которому аплодируют в лучших оперных театрах мира (увы, это наша реальность, но на сцене киевской филармонии выдающийся бас не пел… почти 20 последних лет). С Дмитрием Найдичем, ярчайшим представителем европейского джаза, пианистом, от выступлений которого всегда следует ожидать остроумных музыкальных шуток и сюрпризов. В непривычной роли представлены другие артисты: например, пианист Евгений Громов, известный столичной публике, прежде всего, как феноменальный солист, исполнитель современной музыки и авангарда, здесь исполняет старинные русские романсы как концертмейстер Анатолия Кочерги. Тенор Юрий Годо, который более востребован в Европе как исполнитель популярных эстрадных песен, в рамках «Рождественских встреч» выступает как академический оперный певец с популярной в теноровом репертуаре знаменитой Арией Канио из «Паяцов» Леонкавалло.
Почему столь разные по стилю, типу артистизма, манере исполнения, сценическому темпераменту артисты объединены в одном вечере на одной сцене? Почему именно они, а не другие? Почему избран формат гала-концерта, где теряется, как бы растворяясь во всеобщей калейдоскопичности, кажется, наиболее ценное: индивидуальность, личность? Потому что идеология самого фестиваля «Сходы до Неба», в рамках которого проходил концерт, – она другая. Вспомнились слова президента фестиваля Владимира Симонова о том, что именно истинный мастер способен «поступиться» своей самостью и эго ради проявления творческой – божественной – сущности человека, ради соприкосновения людей с самими собой…
Программа длившегося около полутора часа концерта воспринималась как динамично сменяющие друг друга искрометные разноцветные картинки, слайды, которыми еле успеваешь налюбоваться, насладиться. Исполненный неги и земного блаженства романс «Здесь хорошо» Рахманинова, игривый Вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини в исполнении солистки Национальной оперы Украины Лилии Гревцовой, обладательницы удивительно легкого, пластичного и чувственного сопрано. Расцвечивающий тембрами, мягко и, в то же время, ритмично четко пульсирующий «Лунный свет» Дебюсси в исполнении Евгения Громова. Магнетические и зажигающие импровизации в джазовом стиле Дмитрия Найдича, которому удалось сделать то, что, пожалуй, никто другой на сцене киевской филармонии уж никогда не сделает: музыкант заставил филармоническую публику… спеть хором народную песню «Чом ти не прийшов». Известные романсы – «Средь шумного бала» Чайковского, «Ямщик, не гони лошадей» Фельдмана, «Гори, гори, моя звезда» Булахова – в исполнении глубокого и бездонного баса Анатолия Кочерги приобретали черты благородного и свободного музыкального рассказа, исповеди. В духе традиции веристской эстетики (эмоционально открыто, преувеличенно отчаянно и страстно, экспрессивно) Юрий Годо исполнил знаменитую арию Леонкавалло «Смейся, паяц!». В завершение концерта прозвучали меланхолические, но эмоционально сдержанные мелодии «Childhood Remembered» в оригинальной авторской транскрипции Игоря Стецюка для инструментального септета и фортепиано (фортепианную партию исполнил автор).
Эффект совершенно неожиданного финала концерта сравним, разве что, с мечтой, когда хочется воскликнуть: неимоверно! немыслимо! невозможно! – ... если бы не было так невыносимо красиво и бесконечно очаровательно. Представьте: под легкую музыку (впрочем, в кульминационной части звучит знаменитая ре-мажорная ария Баха, искусно вплетенная в полифоническую фактуру) сидящего за роялем Игоря Стецюка и окруживших его музыкантов ансамбля на сцене из-за кулис вдруг появляются балерины в восхитительных, переливающихся нежной цветовой гаммой вечерних платьях из коллекции «Танец Себя РасСвета» модельера Ольги Симоновой. Они танцуют! Нет, они пленят красотой и женственностью, завораживают, потрясают… и, опустошая, возвеличивают!
Отрезвляюще на фоне пьянящей, головокружительной внешней красоты действовали притчи Владимира Симонова, которые автор зачитывал между концертными номерами. Именно слово исполнило роль своеобразного фундамента, «цементируя», идеологически связывая между собой как будто произвольно разбросанные бриллианты, создавая единую палитру разного.
Финальному выходу на сцену артистов на фоне позывных фестиваля «Сходы до Неба» (оригинальной версии лирической темы Второго концерта Рахманинова) зал аплодировал стоя. Напоследок звучали как жизнеутверждающая молитва слова притчи Владимира Симонова «Я сижу на лугу и играю на свирели…».
Ощущение абсолютного счастья, оставшегося в памяти, пожалуй, навсегда вкуса проживания удивительного и восхитительного Танца, который в тот вечер танцевали сердцем все мы.
Олеся Найдюк, музыковед
Фото: Александр Зубко