Интервью
«Бизнес – такая же сфера творчества, как опера или балет»
18 июля 2011
Владимир Симонов, президент фестиваля "Сходы до Неба" о меценатах и меценатстве, о причинах, факторах и условиях функционирования меценатской деятельности на Украине.
– Организацией таких проектов, как сольный концерт Дмитрия Хворостовского вы взываете к меценатству, но в нашей стране нет закона, который бы это поддерживал. В чем главная трудность общения с нашими меценатами и получения поддержки?
– Главная трудность – в человеке пробудить человека. Так получилось, что в человеке много веков стимулировали или животные инстинкты (выжить любой ценой), или воспитанные в процессе совершенствования того или иного социального строя установки «догнать, перегнать, победить». Но такая практика, как ни странно, мало имела отношение к человеку как таковому. Ибо если мы отличаемся от животного мира, то способностью любить, восхищаться красотой, развиваться духовно. Да, «догонять, перегонять, побеждать» – здорово, но «прибежали»… и что? Хорошо, построили нефтедобывающую платформу в Мексиканском заливе, недоработали чего-то, взорвалась и рухнула, климат изменился катастрофически, пострадал весь Гольфстрим... Или, допустим, Чернобыль. Или последняя техногенная катастрофа в Японии. Почему просчитать не могли возможности землетрясения? Ответ очевиден: когда человек живет в условиях погружения в тонкие сверхновые технологии, он становится беззащитным перед самим собой. Установка "догнать, перегнать, победить" сама по себе хороша, но она не учитывает согласованности с природой, вселенной.
То, что мы делаем в рамках фестиваля «Сходы до Неба» – это попытка сработать на уровне стыковки человека с какими-то универсальными законами. Многие из них известны благодаря религии, но мы ими не пользуемся. Например, Бог – это любовь. Это ведь закон! Он предопределяет колоссальную гармонию мира, и человек вписан в эту гармонию. Как ее проявлять? Нужно предпринимать какие-то вдохновительные шаги, чтобы в человеке пробуждать человеческое.
– Как это сделать, общаясь с потенциальными меценатами?
– В первую очередь, нужно понимать, что зарабатывать деньги – колоссальное напряжение, а в нашей стране особенно. Бизнес, на каком-то тонком энергетическом уровне, такая же сфера творчества, как опера или балет. Если хочешь привезти такую звезду как Дмитрий Хворостовский, то должен объяснить потенциальному меценату, зачем это нужно. Важно не только умение убеждать, нужно перейти из состояния просящего и дающего в качество партнерства. Естественно, бизнесмен должен понимать уровень твоей компетентности в том, что ты делаешь. Человек, который накопил определенный капитал, уже как бы перешел ступень обеспечения выживаемости. Он становится строителем этой страны. В этом смысле, бизнесмен – государственный человек: он влияет на создание рабочих мест, на экологию, образование, культуру и т.д. Поэтому, встречаясь с такими людьми, нужно сформулировать задачи так, чтобы они, как минимум, были понятны.
Очень важный момент – безукоризненная чистота помыслов. Если люди увидят, что деньги потрачены «не туда», куда попросил, второй раз к ним уже не придешь. А работа мецената заключается не в разовых акциях, но складывается как естественная системная часть его деятельности как бизнесмена.
– Что понимать под системностью деятельности мецената, и как меценатство связано с бизнесом?
– Меценатство – это бизнес. Быть меценатом в цивилизованной стране выгодно, потому что государством создаются определенные условия: меценатская деятельность позволяет бизнесмену не доплачивать налоги. Допустим, заработав миллион долларов, он должен отдать четыреста тысяч налога. Если бизнесмен подписал контракт с Метрополитен-опера, он эти четыреста тысяч может отдать на развитие оперного искусства. То есть, у него выбор: отдать деньги как налог в казну, чиновникам, или отдать их на развитие оперы, и его имя впишут в историю искусства золотыми буквами…
Попробую объяснить кажущийся парадокс. На самом деле, денег в мире очень много. Вопрос в том, что только на первом этапе проблема зарабатывания денег в бизнесе является доминирующей. На втором этапе, когда человек проходит через миллион долларов оборота, на первый план выходит другая проблема: вложение денег. Деньги – это такая удивительная вещь, как любовь: если ты ее не поддерживаешь – отношениями, терпимостью, компромиссами – она уходит, теряется… С деньгами тоже надо все время работать. Если заработал и «положил на полочку», очень быстро от денег ничего не останется, они легко проживаются. Поэтому важно определить, какая часть идет в реанимацию бизнеса, а какая (очень ограниченная) – в личный оборот и т.д. Люди, с которыми нам приходится общаться, это прекрасно понимают.
– Кто они, люди, с которыми приходится общаться, у них есть какие-то приоритеты, пристрастия в искусстве?
– Это люди, которые понимают, что без культуры невозможно развитие общества. Это люди глубокой культуры, они интересуются музыкой, естественно, знают имя Хворостовского. Я был свидетелем общения Хворостовского с Николаем Азаровым. Он не выступает в роли мецената, он – государственный чиновник. Какая красивая была беседа! Мне искренне интересно было наблюдать, как, с одной стороны, несколько надменный, довольно замкнутый человек Хворостовский, а с другой – Азаров, который тоже замкнутый, разговаривали о классической музыке. Беседа началась с того, что Азаров рассказал Хворостовскому, как они с женой побывали на каком-то спектакле в каком-то оперном театре в Вене (и он назвал театр). Было очень приятно, когда Азаров сказал, что Кабинет Министров будет поддерживать фестиваль «Сходы до Неба», потому что нельзя допустить, чтобы звучала только популярная музыка, нужно чтобы был баланс между разными музыками, стилями и направлениями. Ибо музыка – это палитра, она должна перекрываться со всех сторон. Обязательно должна звучать классическая музыка, поскольку она наиболее соответствует тому духовному внутреннему содержанию, которое мы называем божественностью в человеке. Это не значит, что классическая музыка должна доминировать, но уравновешиваться она должна обязательно.
Почему у нас практически в загнанном состоянии находится опера? Лидеров нет. Чтобы театр поддерживать, важно, чтобы постоянно в опере выступали такие артисты, как Дмитрий Хворостовский, Ольга Микитенко, Анатолий Кочерга и другие мастера, которые создают ажиотаж вокруг этой культуры – оперы. Но, допустим, концерт Хворостовского стоит столько, что трудно себе даже представить, чтобы наш оперный театр мог себе это позволить. В большинстве крупных оперных театров существуют так называемые попечительские советы, которые формируют бюджет вместе с другими людьми, которые любят искусство. Когда заходишь в Метрополитен-опера или Ла Скала, видишь большущий список людей, финансирующих это искусство. Часто билеты там стоят дешевле, чем у нас. Почему? Потому что гонорарная стоимость, являющаяся баснословной частью общего бюджета, снимается со стоимости билетов за счет меценатов. Это практика концертов Хворостовского, которые мы организовали во Львове, Донецке и Одессе.
– Как вы прокомментируете тот факт, что меценатство в нашей стране не узаконено?
– Это вопрос времени. Вся мировая культура поддержана меценатами. В нашей стране еще очень сложно внедрять такой закон, потому что к нему надо созреть. Думаю, закона о меценатстве у нас до сих пор нет именно потому, что нет доверия друг к другу: депутаты не доверяют бизнесменам, а бизнесмены не доверяют сами себе. В сегодняшних условиях, если бы этот закон появился, его бы моментально использовали для «отмывания денег». И что получит культура? Шиш с маслом! А мы как были, так и останемся бороться за то, чтобы найти людей, которые будут финансировать концерты таких артистов как Хворостовский. И не будет ресурсов, чтобы помогать начинающим одаренным музыкантам… Когда-то президент Рейган сказал, что для того, чтобы была демократия, нужны демократы. Так вот, для того чтобы были меценаты, нужны люди, которые понимают ответственность за свои действия и деятельность.
Законом о меценатстве у нас никто серьезно не занимался. Мы провели концерты Хворостовского при существенной поддержке правительства и лично премьер-министра господина Азарова, а также при поддержке Фонда Петра Порошенко. Это было проработкой потенциальных возможностей украинского меценатства. И я абсолютно убежден, что можно эти возможности разрабатывать, допустим, взяв за основу реальные схемы, которые работают на Западе.
Мы получили поддержку от Министерства культуры, они готовы поддержать нашу инициативу, касающуюся разработки закона о меценатах. Конечно, закон должен учитывать особенности сегодняшнего дня. Возможно, нужно будет создать даже какой-то общественный надзор на счет соблюдения этого закона. Глупо кого-то воспитывать, нужно создать такие правила игры, которые не выгодно будет нарушать. Сейчас, чтобы бизнесмену дать нам сто тысяч на благотворительную акцию, нужно заплатить почти сорок процентов налогов! То есть бизнесмен должен со своей прибыли отдать сорок процентов налогов, а потом с остатка отдать нам сто тысяч. Идиотская практика! Но она – реальность. Меценатский закон должен нам дать защиту от случайных махинаций. Конечно, он не перекроет все, но даст первые ростки работы и нашей организации «Фестиваль «Сходы до Неба», и другим, кто делает не менее важную работу. Это даст возможность работать с бизнесменами на равных.
– Сколько времени надо для того, чтобы этот закон начал работать?
– Думаю, он может быть принят в первом-втором квартале следующего года. Потому что этот закон должен пройти общественную оценку, адаптацию. Бизнесмен, чтобы заработать большие деньги, должен много доказывать миру, что он конкурентоспособен. А многие артисты считают, что они должны получать деньги просто так. Где критерии? Они должны быть сформированы обществом. Меценатская политика – это глубинная перестройка отношения деятелей культуры и бизнесменов. Мы должны также получить отзывы тех потенциальных людей, которые мыслят также как мы, хотя бы, идеологически. Естественно, надо это обсудить на уровне действующей власти, которая реально понимает, что сегодня прямое финансирование через бюджет невозможно, потому что деньги не доходят. Да и нет ресурсов, чтобы из бюджета страны выделить финансы, необходимые на достойное развитие культуры.
– Какое место в этой системе должен занимать момент поощрения меценатской деятельности, как это должно проявляться?
– Это должно быть одним из основных условий меценатской работы. Допустим, у человека, который выпускает какую-то продукцию растут дети. Что знает ребенок о папе? Папа ездит на Мерседесе. Так и другие ездят. Он может отправить сына на учебу в Лондон. Так и другие могут. Критерии благодарности – одна из основных критериев пробуждения человека в человеке. Человек должен получать благодарность общества, только тогда он понимает и чувствует, что то, что он делает, нужно и важно. Это связанно и с общественным характером деятельности людей, и с амбициями (хотя я не думаю, что здесь амбиции первичны). Можно заспонсировать какую-то примитивную акцию, например, бег в мешках – это один уровень социальной активности людей. А можно поддержать концерт Хворостовского в театре оперы и балета во Львове, и получить благодарность людей за то потрясение, которое они получили от концерта. А это дорогого стоит! Общество никогда не созреет до нормального развития, если люди не научатся быть благодарными друг другу: благодарность нужна и тому, кто подметает двор, и тому, кто тебя не обрызгал, проезжая мимо, и тому, кто заасфальтировал дорогу, по которой идешь, и, естественно, тому, кто поощряет культуру.
Беседовала Олеся Найдюк
тэги
Искусство, как никакое иное творение человеческого гения, и дает человеку возможность осуществить "Сходы до неба", возвыситься Душой над "суетой сует" нашего повседневного бытия, ощутить себя Человеком!