Слово   —   Музыка   —   Женщина

Мы обживаем то пространство,
Того Святого Государства,
Где пишутся стихи с листа,
Где правит балом Красота.

Владимир Симонов

##

You will need Flash 8 or better to view this content.

Интервью

Игорь Стецюк: «Будем считать, что музыка станет первым мостиком Украины в Евросоюз»

16 ноября 2011

Участник проекта «Рождественские встречи: Три Пиано» Игорь Стецюк, композитор, пианист,  дирижер, в 2012 году по приглашению EBU – European Broadcast Union (Европейского вещательного союза) возглавит Объединенный биг-бенд Европы. С этим оркестром в рамках проекта Swinging Europe он отправится в большое гастрольное турне по странам Европы, в том числе – впервые в истории организации – состоится концерт и в Украине. О том, в чем состоит особенность сотрудничества украинского музыканта с Объединенным биг-бендом Европы, Игорь Стецюк рассказал в своем интервью.

 

– Для начала объясните, что такое EBU, и чем занимается эта организация?

 

– Это крупнейшее объединение национальных вещательных организаций в мире, общеевропейская корпорация-гигант, центральный офис которой находится в Женеве. EBU занимается широковещательной деятельностью, направленной на Европу и США, причем их интересует абсолютно вся музыка, все жанры и направления. Помимо собственно вещания, они проводят конкурсы и фестивали в рамках этих направлений (джаз, классическая музыка, опера, фольклор и т. д.). Если говорить о популярной музыке, то одним из наиболее известных проектов этой организации является, конечно, конкурс «Евровидение».

 

– В чем состоит должность главы Объединенного биг-бенда Европы?

 

– Еще летом прошлого года представители корпорации начали со мной переговоры. Я несколько раз мягко отказывался от участия в этом мероприятии, поскольку отдаю себе отчет: на это нужно положить все свое свободное время. Я бы не возражал против такого оборота (и даже воспринял бы за великое счастье), если бы был немножко другим человеком – и по своей психологии, и по своему музыкантскому профилю. Я имею в виду то, что основное мое творчество, все-таки, в кино (в моем портфолио более 40 фильмов, созданных здесь, на Украине, в России, в Европе и Америке). Существует определенная специфика создания киногрупп. И если вдруг кто-то «выпадает» из киногруппы, даже временно покидает устоявшееся творческое содружество, то, независимо от причин, это всегда носит какой-то этически негативный оттенок: вот, мол, он нам отказал… Восстановиться в этом же качестве в этой же киногруппе намного труднее, чем начать с нуля. Практика показывает, что, выпадая на год, ты можешь выпасть и на два, и на три, и на четыре года. Для меня это катастрофически неприемлемо, потому что музыка в кино – главная сфера приложения моих профессиональных интересов. У меня были определенные планы на 2012 год. И все это я неоднократно объяснял людям из EBU, мотивируя свой отказ. Но когда в очередной раз объяснил свое расписание, в Женеве пошли на беспрецедентный для них шаг: перенесли срок гастролей так, что мне было не отвертеться (смеется – О Н).

 

– Расскажите поподробней о гастролях, о принципах подбора музыкантов

 

Гастрольный тур – это кульминация моей работы с оркестром. Оркестр – мой карт-бланш; состав я формирую сам. В идеале, приглашаются лучшие музыканты Европы… в этом мне помогают государственные отделения EBU в каждой стране. Параллельно в течение года я создаю оригинальные партитуры для этого коллектива… Кстати, должность моя называется «композитор и дирижер» (не наоборот). После того, как будут отобраны оркестранты, они получат ноты и будут готовиться дома. Потом мы все съезжаемся в Дании, где находится репетиционно-студийная база для оркестра, и на протяжении определенного сжатого срока пытаемся взлететь (улыбается – О. Н.)... пытаемся все это свести вместе. Потом – большое турне по Европе – с Севера на Юг, начиная с Дании.

 

 Подобные мероприятия компания проводит ежегодно, полностью меняя все – и композитора, и оркестр, и музыку.

 

– Будет ли это традиционный биг-бенд, и в чем особенность музыки, которую сочиняете специально для этого оркестра?

 

– У меня были довольно тяжелые дебаты с ответственными за мероприятие людьми, которые приезжали сюда на переговоры. Понимаете, мне не интересен совершенно традиционный джаз, потому что я – не традиционный джазовый человек… мне интересны какие-то пограничные жанры. Похоже, мне удалось их убедить. Поэтому биг-бенд будет совершенно не биг-бенд. Мне нужны четыре саксофона (каждый саксофонист будет играть также на нескольких духовых и деревянных инструментах, начиная от флейты-пикколо и заканчивая басовым кларнетом), три трубы, три тромбона… три (!) ударника, гитара, бас, рояль и орган. Будет вокалистка. Но вот что совсем неожиданно – будет также… бандура! На ней сыграет гениальный украинский бандурист Роман Грынькив, который уже сейчас с энтузиазмом принял это предложение и в настоящий момент специально для этого предприятия мастерит бандуру совершенно новой конструкции. Еще мне нужна большая струнная группа – то есть мне нужен большой оркестр Поскольку такой оркестр содержать довольно накладно даже для сытой Европы, я предложил собирать струнников в каждом городе, где мы должны выступать; а ноты этим музыкантам я тоже мог бы передавать заранее. Конечно, это выглядит немного как авантюра… не знаю, пойдут на это или нет люди из Женевы, потому что у них еще не было подобного опыта… но то, что будет большая струнная группа в Украине – это очевидно. Украинские концерты запланированы на последнюю декаду сентября 2012 года. Помимо Национального Оперного в Киеве планируются выступления в Луцке и во львовской Опере.

 

Что касается моей музыки, то американский музыковед Джоэл Макдауэл определил ее довольно метко: славянский джаз-рок с элементами симфонизма. Но что говорить о музыке, если ее нужно слушать!..

 

– Привнесение национального элемента в музыку является одним из условий работы каждого нового приглашенного композитора-дирижера?

 

– Нет, совсем нет. Я сам предложил джаз, «замешанный» на славянской этнике, внес в инструментарий бандуру и другую национальную атрибутику. Даже предложил, чтобы одна вещь была непременно исполнена на украинском языке.

 

– И что они сказали в ответ?

 

– Они сказали: «Вау!» (улыбается – О. Н.) У них такого не было вообще, все было более «канонично». Вообще, договориться о том, чтобы оркестр выступил в Украине, было некоторой проблемой – ведь Украина не является членом Евросоюза. Тем не менее, когда-нибудь это случится… и будем считать, что музыка станет первым мостиком в Евросоюз.

 

 

Беседовала Олеся Найдюк

 

Музыка "Фестиваля Сходы до Неба"
(Композитор Игорь Стецюк осуществил авторскую обработку композиции
"They Say It's Wonderful", которая ассистировала показу коллекции
"Танец Себя РасСвета" модельера Ольги Симоновой )

фестиваль Сходы До Неба создает искрящееся светом прозрения пространство, в котором человеку комфортно. Как же ещё проявляться идеальности, если не естественностью комфорта сопричастия Празднику Жизнетворчества!

Владимир Симонов, президент фестиваля "Сходы до Неба"


Публикации по теме

"Сходы до Неба" 2010

Видео

Музыка первого фестиваля "Сходы до Неба", 1997 г.

Аудио

Женский журнал НАТАЛИ

Пресса о нас





Страница В.Симонова

Національний Культурний Центр Гідності та Єдності - путь соединения первозданных истоков Украины с реальностью сегодняшнего дня ради будущего

Дом Музыки в Киеве. Истоки и реальность

01 августа 2014

Интервью

Анатолий Кочерга дал интервью изданию Elegant New York перед премьерой «Леди Макбет Мценского уезда» Дм.Шостаковича в Metropolitan Opera

Анатолий Кочерга. Снова в Нью-Йорке

05 февраля 2015

Статьи

Искренний разговор о музыке, о фестивале, об Украине

Анатолий Кочерга и Владимир Симонов о "Сходах до Неба"

05 мая 2013