Слово   —   Музыка   —   Женщина

Мы обживаем то пространство,
Того Святого Государства,
Где пишутся стихи с листа,
Где правит балом Красота.

Владимир Симонов

##

You will need Flash 8 or better to view this content.

Интервью

Игорь Стецюк: «Будем считать, что музыка станет первым мостиком Украины в Евросоюз»

16 ноября 2011

Участник проекта «Рождественские встречи: Три Пиано» Игорь Стецюк, композитор, пианист,  дирижер, в 2012 году по приглашению EBU – European Broadcast Union (Европейского вещательного союза) возглавит Объединенный биг-бенд Европы. С этим оркестром в рамках проекта Swinging Europe он отправится в большое гастрольное турне по странам Европы, в том числе – впервые в истории организации – состоится концерт и в Украине. О том, в чем состоит особенность сотрудничества украинского музыканта с Объединенным биг-бендом Европы, Игорь Стецюк рассказал в своем интервью.

 

– Для начала объясните, что такое EBU, и чем занимается эта организация?

 

– Это крупнейшее объединение национальных вещательных организаций в мире, общеевропейская корпорация-гигант, центральный офис которой находится в Женеве. EBU занимается широковещательной деятельностью, направленной на Европу и США, причем их интересует абсолютно вся музыка, все жанры и направления. Помимо собственно вещания, они проводят конкурсы и фестивали в рамках этих направлений (джаз, классическая музыка, опера, фольклор и т. д.). Если говорить о популярной музыке, то одним из наиболее известных проектов этой организации является, конечно, конкурс «Евровидение».

 

– В чем состоит должность главы Объединенного биг-бенда Европы?

 

– Еще летом прошлого года представители корпорации начали со мной переговоры. Я несколько раз мягко отказывался от участия в этом мероприятии, поскольку отдаю себе отчет: на это нужно положить все свое свободное время. Я бы не возражал против такого оборота (и даже воспринял бы за великое счастье), если бы был немножко другим человеком – и по своей психологии, и по своему музыкантскому профилю. Я имею в виду то, что основное мое творчество, все-таки, в кино (в моем портфолио более 40 фильмов, созданных здесь, на Украине, в России, в Европе и Америке). Существует определенная специфика создания киногрупп. И если вдруг кто-то «выпадает» из киногруппы, даже временно покидает устоявшееся творческое содружество, то, независимо от причин, это всегда носит какой-то этически негативный оттенок: вот, мол, он нам отказал… Восстановиться в этом же качестве в этой же киногруппе намного труднее, чем начать с нуля. Практика показывает, что, выпадая на год, ты можешь выпасть и на два, и на три, и на четыре года. Для меня это катастрофически неприемлемо, потому что музыка в кино – главная сфера приложения моих профессиональных интересов. У меня были определенные планы на 2012 год. И все это я неоднократно объяснял людям из EBU, мотивируя свой отказ. Но когда в очередной раз объяснил свое расписание, в Женеве пошли на беспрецедентный для них шаг: перенесли срок гастролей так, что мне было не отвертеться (смеется – О Н).

 

– Расскажите поподробней о гастролях, о принципах подбора музыкантов

 

Гастрольный тур – это кульминация моей работы с оркестром. Оркестр – мой карт-бланш; состав я формирую сам. В идеале, приглашаются лучшие музыканты Европы… в этом мне помогают государственные отделения EBU в каждой стране. Параллельно в течение года я создаю оригинальные партитуры для этого коллектива… Кстати, должность моя называется «композитор и дирижер» (не наоборот). После того, как будут отобраны оркестранты, они получат ноты и будут готовиться дома. Потом мы все съезжаемся в Дании, где находится репетиционно-студийная база для оркестра, и на протяжении определенного сжатого срока пытаемся взлететь (улыбается – О. Н.)... пытаемся все это свести вместе. Потом – большое турне по Европе – с Севера на Юг, начиная с Дании.

 

 Подобные мероприятия компания проводит ежегодно, полностью меняя все – и композитора, и оркестр, и музыку.

 

– Будет ли это традиционный биг-бенд, и в чем особенность музыки, которую сочиняете специально для этого оркестра?

 

– У меня были довольно тяжелые дебаты с ответственными за мероприятие людьми, которые приезжали сюда на переговоры. Понимаете, мне не интересен совершенно традиционный джаз, потому что я – не традиционный джазовый человек… мне интересны какие-то пограничные жанры. Похоже, мне удалось их убедить. Поэтому биг-бенд будет совершенно не биг-бенд. Мне нужны четыре саксофона (каждый саксофонист будет играть также на нескольких духовых и деревянных инструментах, начиная от флейты-пикколо и заканчивая басовым кларнетом), три трубы, три тромбона… три (!) ударника, гитара, бас, рояль и орган. Будет вокалистка. Но вот что совсем неожиданно – будет также… бандура! На ней сыграет гениальный украинский бандурист Роман Грынькив, который уже сейчас с энтузиазмом принял это предложение и в настоящий момент специально для этого предприятия мастерит бандуру совершенно новой конструкции. Еще мне нужна большая струнная группа – то есть мне нужен большой оркестр Поскольку такой оркестр содержать довольно накладно даже для сытой Европы, я предложил собирать струнников в каждом городе, где мы должны выступать; а ноты этим музыкантам я тоже мог бы передавать заранее. Конечно, это выглядит немного как авантюра… не знаю, пойдут на это или нет люди из Женевы, потому что у них еще не было подобного опыта… но то, что будет большая струнная группа в Украине – это очевидно. Украинские концерты запланированы на последнюю декаду сентября 2012 года. Помимо Национального Оперного в Киеве планируются выступления в Луцке и во львовской Опере.

 

Что касается моей музыки, то американский музыковед Джоэл Макдауэл определил ее довольно метко: славянский джаз-рок с элементами симфонизма. Но что говорить о музыке, если ее нужно слушать!..

 

– Привнесение национального элемента в музыку является одним из условий работы каждого нового приглашенного композитора-дирижера?

 

– Нет, совсем нет. Я сам предложил джаз, «замешанный» на славянской этнике, внес в инструментарий бандуру и другую национальную атрибутику. Даже предложил, чтобы одна вещь была непременно исполнена на украинском языке.

 

– И что они сказали в ответ?

 

– Они сказали: «Вау!» (улыбается – О. Н.) У них такого не было вообще, все было более «канонично». Вообще, договориться о том, чтобы оркестр выступил в Украине, было некоторой проблемой – ведь Украина не является членом Евросоюза. Тем не менее, когда-нибудь это случится… и будем считать, что музыка станет первым мостиком в Евросоюз.

 

 

Беседовала Олеся Найдюк

 

Музыка "Фестиваля Сходы до Неба"
(Композитор Игорь Стецюк осуществил авторскую обработку композиции
"They Say It's Wonderful", которая ассистировала показу коллекции
"Танец Себя РасСвета" модельера Ольги Симоновой )

Любовь – тот код, который записан в славянских сердцах. Фестиваль «Сходы до Неба» – попытка активировать коды прекрасного, это ступени к тому прекрасному, что есть в каждом из нас.

ТСН, канал 1+1


Публикации по теме

"Сходы до Неба" 2010

Видео

Музыка первого фестиваля "Сходы до Неба", 1997 г.

Аудио

Женский журнал НАТАЛИ

Пресса о нас





Страница В.Симонова

Національний Культурний Центр Гідності та Єдності - путь соединения первозданных истоков Украины с реальностью сегодняшнего дня ради будущего

Дом Музыки в Киеве. Истоки и реальность

01 августа 2014

Интервью

Анатолий Кочерга дал интервью изданию Elegant New York перед премьерой «Леди Макбет Мценского уезда» Дм.Шостаковича в Metropolitan Opera

Анатолий Кочерга. Снова в Нью-Йорке

05 февраля 2015

Статьи

Искренний разговор о музыке, о фестивале, об Украине

Анатолий Кочерга и Владимир Симонов о "Сходах до Неба"

05 мая 2013