Слово   —   Музыка   —   Женщина

Мы обживаем то пространство,
Того Святого Государства,
Где пишутся стихи с листа,
Где правит балом Красота.

Владимир Симонов

##

You will need Flash 8 or better to view this content.

Интервью

В моей скульптуре должна звучать музыка

09 марта 2012

В этом году мировая общественность отмечает 130-летний юбилей со дня рождения выдающего композитора, художника, перевернувшего новую страницу в музыкальной истории, Игоря Стравинского. Судьба композитора во многом связана с Украиной, в частности с Киевом: здесь начинал карьеру оперного певца отец, Федор Стравинский, отсюда родом первая жена, именно в Киеве Стравинский-дирижер мечтал исполнить «Украинскую» симфонию Чайковского. Но знаков памяти в современном Киеве почти нет. А ведь именно здесь, на улице Лютеранской (когда-то Анненская) находился дом, где в конце ХІХ, вначале ХХ века часто бывал в доме своей кузины композитор. В «Музее истории Киева» сохранился снимок годовалого Стравинского, сделанный в Киеве.

 

Фестиваль «Сходы до Неба» выступил инициатором установления мемориальной доски на этом доме. Киевский скульптор Алексей Владимиров изготовил эскиз памятной доски с изображением профиля композитора. Побывав в мастерской Алексея, мы имели возможность не только увидеть три разных варианта эскиза, в которых очевиден творческий поиск, но и пообщаться с мастером. 

 

Владимир Симонов, президент фестиваля "Сходы до Неба": Алексей, ведь это не первый ваш «музыкальный» проект. Какую связь вы видите между скульптурой и музыкой?

 

Алексей Владимиров, скульптор: Может быть, и не первый, сейчас не вспомню. Но образ Стравинского потрясающий, он меня вдохновил очень. Раньше я что-то знал о нем, его учителе, Римском-Корсакове… Но когда коснулся конкретно, начал изучать, посмотрел много материалов, послушал музыку, восхитился… Личностью! Но самое главное – типаж. Просто благодатный образ! В молодости он вообще был красивый, такой острый типаж. Но я не хотел делать молодого, в старости он еще более интересный.

Какая связь? Мой основной тезис: в моей скульптуре должна звучать музыка; скульптура, в которой не звучит музыка, скульптурой не является. Скульптуру нужно слушать. По сложности восприятия есть два вида искусства: классическая музыка и скульптурная форма. Я занимаюсь большой пластической формой. Музыка – тоже форма. Только скульптура – это визуальная форма. На самом деле, мало кто понимает скульптуру, мало кто приходит и любуется формой. Сегодня большой скульптурной формой никто не занимается. На Украине я знаю два-три человека. Все остальные занимаются булавками, как говорит мой друг писатель. Форма – она текуча, как музыка. Форма – это перетекания одного состояния в другое.

 

В. С.: Можно ли сказать, что форма – это постоянное перетекание диссонанса в консонанс, и наоборот?

 

А. В.: Абсолютно. Гармония этих форм и создает музыкальный ряд.

 

Олеся Найдюк, куратор акции фестиваля "Сходы до Неба" "Стравинсский и Киев": Вы форму и содержание трансформируете в одно целое?

 

А. В.: А они нераздельны!

 

В. С.: Вот тебе и определение каких-то заявок на искусство. Получается, искусство – это перетекание формы в содержание и содержания в форму, ты не можешь «распилить» их пополам.

 

А. В.: Конечно. Человек, который берет содержание и искусственно «впихивает» его в форму, он ничего не сделает. Должно родиться в форме, и тут же рождается содержание.

 

В. С.:  Что для вас женщина как образ, который вас так вдохновляет, потому что, попадая в вашу мастерскую, мы видим одни женские образы…  

 

А. В.:  Это как раз и есть та форма и содержание, в которых мы живем. Женское тело – это та пластическая форма, которая создает перетекание вот этой вот мелодии в мелодию, или форму в форму. Ведь что самое красивое? Это женский торс. Это как капля: текучесть и наполненность, когда здесь уходит, а здесь наполняется.

Западные художники занимаются, в основном, внешней формой. Но задача в простоте. Настоящей формой начали заниматься художники Палеолита. Помните палеолитическую Венеру? То же самое в Трипольской культуре. Микеланджело все взял от классической формы, но уже пропустил через себя, и создал новую форму, и у него это идеальное сочетание объемов, где он обобщил их до невероятных размеров и состояний.

 

В. С.:  Скульптура как форма искусства сейчас развивается в сторону гармонизации пространства или наоборот разрушения?

 

А. В.:  Сегодня тенденция, в большинстве случаев, в сторону разрушения. Мало кто занимается созиданием. Я занимаюсь созиданием.

 

В. С.:  Можно ли сказать, что вы занимаетесь тем, что будет потом? Ведь разрушение тоже необходимо, посмотрите, сколько накоплено всякого-разного… И вот эти люди разрушают, он как метельщики, выметают «сор». А вы занимаетесь уже следующим этапом. Можно так сказать?

 

А. В.:  Можно. Я думаю о будущем, безусловно.

 

О. Н.:  Вот вы говорите, что метода у вас нет. Но стиль ведь есть!

 

А. В.:  Да, но это невозможно тоже объяснить, это нужно пронести сквозь себя. Как найти стиль? Если бы я знал, как его найти, я бы его сразу нашел. Но это мучительный, невероятно долгий процесс. Этим нужно жить. Меня часто спрашивают: как ты добился такого мастерства? А я говорю: не добивался я, я просто сидел в подвале и делал свою работу, я просто любил эту работу. И до сих пор люблю, я этим живу. Я никогда не носил работы продавать в галереи, я просто сидел и работал.

 

В. С.:  Наверное, недостатки нашей страны – это ее достоинства. Если бы вы пошли по пути западного промоушена, не принадлежали бы себе, некогда было бы этим заниматься.

 

А. В.:  Если бы в свое время остался в Америке, я был бы очень богатым человеком. Но у меня не было бы всего этого…           

 

В. С.:  Что для вас Фестиваль «Сходы до Неба», что вы о нем знаете?

 

А. В.:  Я думаю, что это значительное явление в рамках тенденции современной культуры, особенно музыкальной. Это подъем тех ценностей, которые и я пропагандирую в своем искусстве.

 

 

Записала Олеся Найдюк 

фестиваль Сходы До Неба создает искрящееся светом прозрения пространство, в котором человеку комфортно. Как же ещё проявляться идеальности, если не естественностью комфорта сопричастия Празднику Жизнетворчества!

Владимир Симонов, президент фестиваля "Сходы до Неба"


Публикации по теме

Зірки світової культури, народжені Україною, вперше разом на Європейській площі - гала-вистава міжнародного фестивалю «Сходи до Неба» 2012

Материалы для прессы





Страница В.Симонова

Національний Культурний Центр Гідності та Єдності - путь соединения первозданных истоков Украины с реальностью сегодняшнего дня ради будущего

Дом Музыки в Киеве. Истоки и реальность

01 августа 2014

Интервью

Анатолий Кочерга дал интервью изданию Elegant New York перед премьерой «Леди Макбет Мценского уезда» Дм.Шостаковича в Metropolitan Opera

Анатолий Кочерга. Снова в Нью-Йорке

05 февраля 2015

Статьи

Искренний разговор о музыке, о фестивале, об Украине

Анатолий Кочерга и Владимир Симонов о "Сходах до Неба"

05 мая 2013