Слово   —   Музыка   —   Женщина

Мы обживаем то пространство,
Того Святого Государства,
Где пишутся стихи с листа,
Где правит балом Красота.

Владимир Симонов

##

You will need Flash 8 or better to view this content.

Интервью

Владимир Симонов: "Не считаю, что Украине нужно куда-то интегрироваться"

16 мая 2011

Владимир Симонов - писатель, поэт, философ. Автор книг, поэтических сборников, телевизионных и радио программ. Родился в России, учился и работал в Риме, Париже, Праге. В Киеве в течение многих лет возглавлял Фундацию Высокой Моды Киева и Дома Моды "Olga Simonov". В 1997-1998 годах - автор и ведущий радиопрограммы "Откровение от Симонова", пользующейся огромной популярностью в Киеве и других городах Украины. С 2002 года Владимир Симонов живёт и работает в Los Angeles, USA. Успешно реализует творческий потенциал в кино в Hollywood. В частности в 2008 году студией Raida Production закончены съёмки фильма по его сценарию "Chasing Tchaikovsky", «В погоне за Чайковским» (фильм - призер кино-фестиваля ARPA-2009, Hollywood в номинации "Лучший режиссер"). В 1997 году Владимир Симонов иницировал проведение в Киеве фестиваля Высокой Моды "Сходы до Неба". После 13-летней паузы фестиваль в 2010 году возродился в новом качестве. Накануне гала-представления фестиваля "Сходы до Неба-2011" Владимир Симонов рассказал историю проведения первого фестиваля, о том, как родилось его название, почему инструментарием фестиваля является "Слово-Музыка-Мода" и многое другое.   

Как родилась идея фестиваля? 


Фестиваль "Сходы до Неба" будто всегда был, и точно так же, как все значимые в жизни человека явления обычно случаются, суть его важно было своевременно проявить. И сделать эту работу, максимально соответствуя заданным самим пространством параметрам. 

В качестве аналога был взят римский фестиваль «Женщина под звездами», который проводится на знаменитой Испанской лестнице столицы Италии. Так же, как и там, мы хотели изначально уйти от примитивности представления моды как одежды, делая акцент на Моду как уникальное синтезирующее искусство, способное представлять образ Женщины, идеальной в своём первоистоковом божественном жизнетворчестве. 
В качестве инструментария для решения задач создания пространства гармонии на фестивале "Сходы до Неба" мы, в дополнение к Моде, использовали Музыку и Слово. 

Организатором фестиваля выступило Ателье Высокой моды «Olga & Simonov», основатель которого модельер Ольга Тюфякова к тому времени получила высокое мировое признание. 
Первым, кто поддержал идею фестиваля, был Анатолий Борисович Соловьяненко, народный артист СССР, выдающийся тенор современности. Его творческая дружба с модельером позволила легко объединить усилия в отношении программы и участников. 

Моду на фестивале представляли коллекции от кутюр Герца Мепена и Ольги Тюфякова (Украина), а также дома моды "Литрико" (модельеры Франко и Джуззи Литрико) из Рима, учредителей Палаты высокой моды Италии. 
Помимо Анатолия Соловьяненко, музыку Сходов до Неба во время гала-представления утверждали: джазовая певица Оксана Кулакова, дирижёр Владимир Сиренко с Национальным симфоническим оркестром Украины, народная артистка Украины балерина Елена Филипьева, композитор и пианист Игорь Стецюк, создавший специальную композицию для коллекции Ольги Тюфяковой. 

Первоначально мы хотели задействовать и режиссуру, и декорации фестиваля «Женщина под звездами», но идея оказалась сложновыполнимой, и к нам в Киев мы заманили только сценографа Гвидо Дзани, одного из известных архитекторов Рима, с которым нас связывали дружеские отношения. Благодаря его творческой интуиции и была выбрана площадка лестницы Украинского дома на Европейской площади, где 28 июня 1997 года и состоялась премьера фестиваля Сходы до Неба. Вместе с ним над сценографией работал Игорь Добруцкий. Существенную помощь в реализации задуманного оказало подключение к празднику Слова-Музыки-Моды фирмы "Зинтеко" под руководством Стаса Кушпитовского. 

Фестиваль такого уровня невозможен, если участники не загораются проектом как своим собственным. К счастью, со Сходами до Неба так и случилось! 
И "Сходы до Неба" стал фестивалем потрясения! 

После окончания действия наши итальянские коллеги отметили, что смелый киевский эксперимент превзошел по уровню и качеству то, что было вначале фестиваля «Женщина под звездами». 
Зрители и участники первого фестиваля пережили необыкновенно вдохновительные минуты крещения красотой и гармонией. 

Однако главным достижением фестиваля стало проявление жажды единства и сотрудничества граждан нашей страны Украины, реализовавшееся в торжественном и трепетном соприкосновении с высоким искусством Слова-Музыки-Моды. 

Как родилось название фестиваля? 

«Сходы до Неба» – имя фестиваля – родилось спонтанно. 
Любые имена собственные – и людей, и акций – всегда обладают удивительной тайной рождения, вокруг каждого есть какая-то легенда... Так и здесь... 
Был разгар организационных забот, но название фестиваля придумать не могли. И однажды Александр Курий, звукорежиссер фестиваля, талантливый мастер и один из активных членов оргкомитета, принес перекидной календарь: “Посмотрите, день 28 июня называется в календаре «Сходы до неба»”. 
Так оказалось по какому-то славянско-языческому преданию... Именно «Сходы до Неба»! 
Имя фестиваля пришло как определение удивительного пространства, которое потом мы еще долго-долго обживали, пытаясь понять, что оно означает энергетически. 

«Сходы до Неба» – попытка вдохновить каждого на искренность очувствования собственной исключительной божественности как ответственности творческой самореализации через сопричастность с миром. 
Фестиваль Сходы до Неба – фестиваль единства и вдохновения перспективой. 
«Сходы до Неба» – это не в небо, которое в никуда, это не к небу, которое всегда будет казаться иллюзией. Это когда на носочках тянешься к тому высокому состоянию, которое определяет тебя-Человека гранью божественного миротворчества. 

Вы определяете инструментарием фестиваля Слово-Музыку-Моду, почему? 

 

Слово фестиваля – всеначалие, формирующее пространство единения людей, жаждущее гармонии и красоты. 
Музыка Сходов до Неба – камертон подобной гармонии. 
Мода – уникальное искусство, способное уравновешивать проявленную и непроявленную реальности. Идеальная Женщина, образ которой представляется фестивалем, чувствует себя на Сходах до Неба комфортно и естественно, заражая чувством единости мира зрителей. 


Фрагмент гала-представления фестиваля "Сходы до Неба"

на Европейской площади Киева, 28 июня 2010

 


Каковы критерии отбора участников? 

Безусловный талант и мастерство, подтвержденное мировым признанием. 

Есть ли в планах развивать фестиваль в сторону каких-то других видов искусств, и нужно ли это делать? 

Конечно, и можно и нужно... Фестиваль – это живой организм, который достаточно состоятелен сам по себе как явление мировой культуры, сотворяемое в нашем чудо-Киеве... 

Турне Хворостовского в Донецке-Одессе-Львове под эгидой фестиваля Сходы до Неба вызвало огромный резонанс. Не считаете ли вы, что Украине для интеграции в мировой контекст катастрофически не хватает гастролей мировых звезд? 

Вообще не считаю, что Украине нужно куда-то интегрироваться. Она уже интегрирована как пространственное образование, как уникальная ментальность, как особая присущая только ей культура. А культура не связана со словом «интеграция». Культура – определенная форма деятельности человека, которая позволяет проявлять идеальность мира. Мира, в котором человек живет. 

Этот мир изначально гармоничен и целен. 
Не секрет: когда рождаемся – мы идеальны. Но в дальнейшем, по мере адаптации к социальности, перестаем видеть идеальность мира. И это ведет к конфликтам и войнам, к депрессии и пессимизму. 

Фестиваль "Сходы до Неба" задуман как камертон идеальной первоистоковости мира. Возможно ли? А почему бы и нет! 

Никто не знает: Бог – это ЛЮБОВЬ – как? что? куда? Но Женщина же чувствует направление на любовь абсолютно! 
Так и с фестивалем: безукоризненная чистота помыслов, с которыми мы все это делаем, высочайший профессионализм привлекаемых сотрудников, талант приглашаемых мастеров – все это вместе вполне позволяет такое пространство создавать. 

В 1997 году – это было, по сути, бессознательно, но получилось. 
Но в 2010 году было уже абсолютно понятно: что делаем, как делаем, и куда мы идем. Алексей Козлов, Вячеслав Зайцев, Ольга Симонова, Игорь Стецюк, Владимир Сиренко, Елена Филипьева... Талант этих артистов позволил осознанно сотворить фестиваль Сходы до Неба, создавая особое пространство красоты и гармонии. 

 

Выступление знаменитого джазмена Алексея Козлова на ступенях Украинского дома

во время гала-представления фестиваля в 2010

 


В 2011 году, с подключением Дмитрия Хворостовского, палитра фестиваля резко расширяется. 
В 1997 году это был шок, реанимирующий, вдохновляющий, провоцирующий на перспективу. 
Фестиваль 2010 и 2011 годов, спустя 13 лет – уже не шок, но удовлетворение жажды сопричастия процессам божественного миротворчества. 
Мы говорили о женщине, о красоте, о необходимости Украине с чем-то выходить в мир. В мир, который уже содержит Украину. 
Украина уже оттуда, а не туда
И это совершенно разные ответственности – если только собираешься идти куда-то, или востребована осознанная ответственность проявлять себя прямо сейчас. 
Поэтому фестиваль не включает Украину в мировые тенденции, нет! Наоборот, – усиливает ответственность Украины за тот тон себя, который раззвучивается фестивалем с помощью этих мастеров мирового уровня. 

Единство – есть гармония разного. 
И важно чтобы человек на фестивале был потрясен. 
Кем, Хворостовским? – нет. Он должен быть потрясен самим собой, слушающим Дмитрия Хворостовского. На уровне ответственности за этот мир, в котором Украина давно ПРОписана. Куда давно интегрирована. 
Но к сожаление до сих пор взять ответственность за эту часть своей интегрированности не захотела. 
Поэтому фестиваль – не желание Украину куда-то повести, - не к, не в небо. Фестиваль – самоотверженная попытка создания камертона единого и уравновешенного красотой и гармонией мира. Мира, в котором мы все незаменимое эволюционное звено. 

Чем отличается фестиваль 2011 года от фестиваля 2010 года? 

Фестиваль 2011 года – это фестиваль цельности мира. Чтобы подобная цельность была максимально не заангажирована и не придумана, необходимо, чтобы участвовали такие мастера мировой культуры как Дмитрий Хворостовский, Илзе Лиепа, Дмитрий Найдич, Ольга Микитенко, Ольга Симонова...То есть те, кто способен в силу таланта быть максимально ненасильственным в своей творческой реализации. Что в свою очередь необходимо для создания атмосферы праздника прозрения чудом жизни. 

Классическую музыку слушать в исполнении мастера или просто ремесленника – конечно, небо и земля... 
Фестиваль Сходы до Неба – для потрясения. Но что ценно в нашем фестивале: и искусствовед и простой зритель получают одинаковое потрясение. Это уже не философоведение, но философия; не искусствоведение, это искусство; не культурология, но культура, – в первоистоковом смысле. Вот чудо нашего фестиваля. 

По поводу модернового искусства… 

Этот вопрос задали Хворостовскому, в Одессе, по-моему... Боже, как мне понравился ответ: он попал в десятку! Он говорил, что мол, наверное, здорово, великолепно... И я, наверное, мог бы спеть вниз головой арию Онегина... Но воспитан на классическом искусстве. Я, говорил Дмитрий, вердист, Верди люблю. Говорил, мол, понимаю, что там еще неизведанные пласты, которые поднимать, поднимать и поднимать... 

Увлечение модернизмом, постмодернизмом – великолепно. 
Но любая дисгармоническая гармония требует утверждения классической гармонией. Потому что, например, розу – это для меня удивительный философский образ – ее нельзя сделать постмодернистской или недомодернистской. Потому что это будет уже не роза, а что-то другое. Но роза как чудо природное – это та классическая первооснова жизнетворчества, которая определяет понятие красоты как сознания вселенной – она первозданна всегда! 

Искусство существует для потрясения
Музыкальные стили, в конце концов, не так важны, – существует хорошая музыка и плохая. Хорошая – та, которая человека божествит, а плохая – когда низводит до животных инстинктов. 

Мы хотели бы иметь на фестивале палитру зрителя от 17 лет до 70 лет. 
Вне специальности, образования или пола. 
Однако, на чистый рок – 70-летний не придет, отклонись в абсолютную классику – 17-летние не заинтересуются. Вот и наш баланс: держать золотую середину. Мы это достигаем приглашением артистов мирового класса. Как те, кто принимает участие в гала-представлении фестиваля Сходы до Неба 28 июня 2011 года. 

 

 

Беседовала Олеся Найдюк 

Фестиваль «Сходы до Неба» – это Надежда! Что есть другой мир, что он уже легален в нашей стране. Что общество когда-нибудь примет эту Красоту, и мы, живущие в башнях из слоновой кости, однажды разберём их на кусочки...

Игорь Стецюк, композитор и пианист, профессор НМАУ им.П.Чайковского


Публикации по теме

Гала-представление фестиваля "Сходы до неба" 2010

Фотогалерея

Первый международный фестиваль "Сходы до неба"

Фотогалерея

"Сходы до Неба" 2010

Видео

Женский журнал НАТАЛИ

Пресса о нас





Страница В.Симонова

Фестиваль «Сходы до Неба» организует гала-представление в июне 2023 года в Киеве, с дальнейшим представлением акции в оперных театрах Львова, Донецка, Харькова, Одессы

Фестиваль «Сходы до Неба» 2023

10 октября 2022

Интервью

Анатолий Кочерга дал интервью изданию Elegant New York перед премьерой «Леди Макбет Мценского уезда» Дм.Шостаковича в Metropolitan Opera

Анатолий Кочерга. Снова в Нью-Йорке

05 февраля 2015

Статьи

Искренний разговор о музыке, о фестивале, об Украине

Анатолий Кочерга и Владимир Симонов о "Сходах до Неба"

05 мая 2013