Пресса о нас
Kievpress.net
25 июня 2011
Вверх по небесной лестнице
Фестиваль «Сходы до неба» пройдет в Киеве 28 июня на Европейской площади на лестнице Украинского Дома в третий раз. Первый фестиваль состоялся в 1997, после этого наступила 13-летняя пауза. Тогда фестиваль открывал великий украинский тенор Анатолий Соловьяненко, которого, как известно, через два года не стало…
Что же такое этот фестиваль? Где читают стихи, играет симфонический оркестр, поют оперные арии из мировой классики, звучит джаз, танцуют балет, и… ходят женщины по подиуму в вечерних платьях. Где на красную дорожку ступают под музыку Дебюсси, весело позируя перед фотокамерой с бокалом шампанского. Где не только культивируют вдохновение, но и вдохновляют. Где, не смущаясь, говорят о божественности человека.
Признаться, впервые узнав о фестивале «Сходы до неба», я отнеслась к нему так же, как вы сейчас: с недоверием. Не потому, что все в нем, с первого взгляда… слишком: слишком красиво, слишком идеально, слишком масштабно (по нашим, естественно, украинским столичным меркам). А потому, что мы к такому не привыкли: ни в реальной жизни, ни, тем более, в жизни культурной.
Ведь что такое наша культурная жизнь? Это всевозможные околокультурные тусовки. Восстановление памятников героям и чествование юбиляров. Это непрекращающаяся борьба взглядов и интересов (национальных и языковых, прежде всего), что представляют под «соусом» интеллектуальной жизни т.н. сознательной части населения. Это пресловутое интеллигентское самокопание, а также мудрствование, умничанье и т.д., которым отчасти пропитано современное искусство. Безусловно, все – важно, все имеет право на жизнь, являясь неотъемлемой частью того, что мы называем культурой.
Однако мы не привыкли ассоциировать с культурой то, что созидательно – как созидательны цветок, небо, куст сирени или глаза любимого человека. Культура, как подсказывает происхождение самого слова, – это возделывание, воспитание, почитание. Кого? Самого себя. Культура – не то, что существует «где-то» (в драматическом театре, опере, филармонии или картинной галерее), но то, что мы обнаруживаем внутри самих себя, когда сопричастны к чему-то по-настоящему великому, прекрасному.
Именно идея созидательности – красоты и гармонии (пусть каждый понимает эти слова по-своему) – в основе фестиваля «Сходы до неба». Нет, он не для ума, и, конечно же, не для дискуссий (можно ли спорить, что лучше, красивее – ромашка или хризантема?). Поэтому в один вечер – 28 июня на Европейской площади – на одной сцене-лестнице фестиваль соберет лучших из лучших: Дмитрия Хворостовского и Анатолия Кочергу, певицу Ольгу Микитенко, балерину Илзе Лиепа, пианистов Дмитрия Найдича, Евгения Громова и Ивари Илья, композитора Игоря Стецюка, музыкантов Национального симфонического оркестра под управлением Владимира Сиренко, модельера Ольгу Симонову. Это гала-представление, поэтому каждый выступит со своим номером, в своем жанре и стиле, представляя тот или иной вид искусства. Эклектика? Но если это так, то эклектика цветника, или, если хотите, мира… И тогда не эклектика вовсе – а величайший синтез естественной палитры жизни.
День 28 июня, по какому-то старому языческому календарю, так и назван: «Сходы до неба». Отсюда «имя» фестиваля. Что значит эта метафора на самом деле? Можно догадываться. Я понимаю ее, в первую очередь, как духовный поиск самого себя навстречу Себе-иной…
Олеся Найдюк
Журналист